Информационно-аналитический еженедельник «ПЕРЕКРЕСТОК всех дорог»
Учредитель и главный редактор: Сауренко Елена Анатольевна
Газета зарегистрирована в ЦТУ Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. № ПИ 5-0101
При любом использовании материалов сайта perekrestok.pro обязательна ссылка на газету «Перекресток всех дорог»
№45 от 6 ноября 2024 года
«Если хочешь быть счастливым, будь им»
В минувшем октябре исполнилось 100 лет со дня рождения бологовского художника, краеведа Бориса Яковлевича Перхалёва.
Да, все так - и художника, и краеведа, и книголюба. А еще - моего учителя рисования, моего Учителя.
В нашей бологовской 12-й средней школе в годы моей учебы преподавателей мужчин было раз-два и обчелся. В основном - бывшие фронтовики. И то, что Борис Яковлевич ходил между парт, прихрамывая, было в порядке вещей. Он всегда и везде так ходил: раненая нога партизанского разведчика давала о себе знать.
А ходил Борис Яковлевич много. Где только его не встретишь - то у полок в книжном магазине, то в библиотеке - там он был завсегдатаем. А долгие хождения по берегам речки Березайки, по топким кочкам в Мшенцах? Но больше всего - на бологовских улочках. Вспоминается, как он рассказывал: «Почему я стал рисовать, и в первую очередь - свое Бологое? Прямо на глазах безвозвратно уходили старые улочки, умирали дома. Город менял облик, терялось его милое обаяние, а мне хотелось его сохранить хотя бы в картинах, этюдах. Подтолкнуло и другое обстоятельство. Тогда в городе Николай Иванович Дубравицкий, директор 12-й средней школы, организовал краеведческий музей, мы вместе ходили по домам старожилов в поисках экспонатов. И нигде не обнаружили ни одного рисунка, ни одного пейзажа или этюда с бологовскими видами. В литературе упоминаний сколько хочешь, даже у классиков, а в живописи и следа не осталось. Тогда я взялся за этюдник».
По правде, рисовать он взялся не тогда. Рисовал всегда - от отца перешел к нему этот дар. Даже на фронте усадили Бориса Перхалёва рисовать-чертить военные карты, формуляры минных полей - приметили особисты его способности. Потом учился в художественном училище в Симферополе.
И опять же в доме отца прорезался у него интерес к краеведению. Отец был, как вспоминал Борис Яковлевич, - мужик любознательный. Не только занимался живописью, но была у него собрана большая коллекция открыток еще дореволюционных изданий, много книг, старых журналов, материалов о путешествиях, экспедициях. Это подтолкнуло, а потом заполонило страстью к краеведению, дало толчок к поиску новых знаний, новых встреч.
Борис Яковлевич, пожалуй, первый заявил, что в Бологое, в бологовских краях останавливался Николай Рерих, что здесь нашел свою Ладу - Елену Шапошникову, племянницу князя Павла Путятина, что здесь, в Покровском соборе, крестили они своего первенца. Рериховская страница вообще стала особенной в его поисках и исследованиях (об этом более подробно я пишу в книге «Эшелон памяти»).
А началось все с ярких детских впечатлений. Лет в двенадцать Борис попал в Третьяковку, увидел рериховского «Гонца» - и был ошарашен: на картине озеро такое же, как у нас в Бологое, на Глубочихе, тот же высокий берег, та же черная вода, черный лес, не хватало только славянских строений…
Когда мне предстояло выбрать место последней университетской практики, Борис Яковлевич твердо сказал: «Поезжай в Смоленск. И там - обязательно в Талашкино, в имение Тенишевой. Увидишь Спаса Нерукотворного». Так Смоленск стал моим на многие годы. Церковь во имя Святого Духа со «Спасом Нерукотворным» оказалась в совершенно убогом состоянии, сиял только мозаикой рериховский Спас.
Благодаря моему Учителю я окунулась - в прямом и переносном смысле - в родниковые воды Мшенцев, в страницы жизни на бологовской земле многих замечательных людей, художников и литераторов. Можно сказать, что Борис Яковлевич сыграл огромную роль в нравственном, образовательном становлении земляков-бологовцев, которым отдавал всю силу духа, не жалея этих сил.
Последний раз мы с ним виделись на выставке его картин, которая тогда открылась в бологовском краеведческом музее. Борис Яковлевич добирался туда на костылях: хирурги оттяпали раненую ногу. До этого случился инфаркт. Все это добавило седины в его широкую, как бы подрубленную снизу бороду, в ершистые брови. Но из-под ершистых бровей по-прежнему лился лучистый и цепкий взгляд. Да он и состоял из этой ершистости да доброго сияния глаз - человек, знающий всех бологовских знаменитостей и сам ставший ею, ставший своим в своем городе на своей земле.
Он не признавал второстепенность. Слова о провинциальности были для него ругательными. Он считал, что нельзя довольствоваться усеченной культурой, что каждый может и должен выкладываться до конца, чтобы эти слова не коснулись родного города.
На его долю выпало мало Почетных грамот. Не занимал он места в президиуме за плюшем-бархатом. Все, как и чем он жил, протекало в другом пространстве и другом измерении. Он умел опережать уездный масштаб, раздвигать границы возможного для себя и других. Для других, пожалуй, больше. Однажды причастившись у чаши неотпитой, он жил этим причастием.
***
Многих картин Бориса Яковлевича Перхалёва не увидела та его последняя выставка. Но вот приятная неожиданность - я встретила работы художника в салоне Николая Цыганчикова, бологовского собирателя живописи и прочих замечательных вещей. И порадовалась. Значит, в год 100-летнего юбилея есть возможность открыть выставку картин Бориса Яковлевича Перхалёва. Я готова представить на нее подаренную мне Учителем работу с дарственной надписью (на фото). Давайте вместе скажем Борису Яковлевичу, что мы помним его.
Маргарита Сивакова
День памяти
11 ноября 1992 года не стало Бориса Яковлевича Перхалёва. В бологовской Центральной библиотеке пройдет День Памяти художника, на котором каждый может поделиться воспоминаниями о Борисе Яковлевиче, услышать рассказы о нем. Начало 11 ноября в 14 часов.