Город Бологое
Тверская область
№22 от 1 июня 2022 года

Венециановские портреты Путятиных

Имя князя Павла Арсеньевича Путятина хорошо известно не только в Бологое, на его родине. Оно чтимо и уважаемо в научном мире как имя известного и удачливого археолога и палеонтолога. Имеет оно солидный вес и среди знатоков русской живописи.
Павел Арсеньевич обладал значительной коллекцией полотен русских и западноевропейских художников. По многим свидетельствам, это было довольно ценное собрание, сложившееся благодаря вкусу, требовательности и немалым познаниям владельца.

Путь к собирательству был долгим, но весьма целенаправленным. Князь был не чужд литературе, сам писал недурные стихи. В этом, конечно, сказалось влияние его дяди - лицеиста второго выпуска, приятеля А.С. Пушкина, а впоследствии сенатора, князя Д.А. Эристова. Ну а поэзия, стремление к высокой духовности привели его к живописи. Причем, непосредственно - к холсту и краскам. Вот что в своих «Воспоминаниях и заметках», изданных в 1888 году, писал сам Павел Путятин:
«Сколько помнится, первый толчок знания произвел на меня кружок покойного дяди моего, князя Дмитрия Алексеевича Эристова… Кружок его друзей состоял преимущественно из современных А.С. Пушкину лицеистов…» И далее: «…Кружок повлиял на меня тем, что возбудил охоту к занятию… под впечатлением этого кружка избрал себе отрасль, подходящую к поэзии - живопись. Во время летних каникул несколько уроков красками от художника Ф.И. Братского ознакомили меня с технической стороной живописи. С этими-то, относительно небольшими знаниями, я решился попытаться копировать древних мастеров в Эрмитаже… Занятия в Эрмитаже по билету ректора академии Бруни привели к тому, что от копирования картин произошел переход к изучению техники и живописи древних школ, т.е. к исторической части теории живописи… 
Одновременно с изучением живописи у меня развилась страсть к собиранию гравюр, эскизов и древних картин. Занятия прервались поездкой, уже офицером, в деревню моего отца, в Бологое, на должность кандидата в мировые посредники. Всю собранную коллекцию я взял с собой, разместив картины по комнатам».

Венециановские портреты Путятиных

 Портрет Арсения Путятина. 1815 


Венециановские портреты Путятиных

 Портрет детей Путятиных. 1831-1833. Картон, масло


Венециановские портреты Путятиных

 Портрет княжны В.С. Путятиной. 2-я половина 1810 года. Дерево, масло. Государственная Третьяковская галерея


(Примечания: 
1. Художник Ф.И. Братский - бывший крепостной князя Арсения Путятина в имении Братское Брусовского уезда, которому князь дал вольную (да и фамилию по названию усадьбы) и помогал во время учебы в Академии художеств. Как пишет бологовский краевед М.А. Иванов, «Федор Братский открыл в Бологое почти бесплатное художественное училище для одаренных детей. Путятин П.А. получал и сам уроки у Братского. Он же предоставил художнику бесплатное помещение для его училища» - газета «Новая жизнь» за 19 сент.1998 года.
2. Сохранившиеся в Государственном архиве Новгородской области документы свидетельствуют, что к началу 1880‑х годов в Бологое, в усадебном доме князей Путятиных, вместе жили несколько поколений этого старинного княжеского рода. Дом был большим и вместительным настолько, что во время зимних императорских охот 1862‑1864 годов в нем останавливался сам император Александр II с великими князьями. В один из приездов Александра II бологовское имение посетил прусский посланник князь Рейс, и впервые внимание высоких гостей привлекли картины, находящиеся в доме Путятиных. В 1878 году в имение князя П.А. Путятина приезжал А.Н. Виноградов, член-сотрудник Императорских Русских Археологического и Географического обществ, впоследствии известный под именем отца Алексея в православной миссии в Китае. Осмотрев палеографическую коллекцию Павла Путятина, библиотеку, автографы выдающихся лиц, картины и прочее, он поместил описание всего собрания в «Памятниках древней письменности». - М.С.)
Коллекция Павла Арсеньевича Путятина, о которой так широко заговорили, началась не с пустого места. Во всяком случае - не просто от желания украсить стены комнат. У собрания живописи была довольно солидная основа. 
В первую очередь следует упомянуть, что на обозрение были явлены портреты детей славного древнего рода Путятиных, выполненные молодым Алексеем Венециановым в его мастерской в Сафонкове (ныне Удомельский район) или в имении Путятиных - Братское, или в соседнем Молдине у помещиков Милюковых, породнившихся с Путятиными.
Портреты великолепны не только по исполнению. Они замечательны еще и тем, что были как бы исходной точкой венециановского реализма, ставшего буквально революцией в русской живописи первой половины XIX века.
Творческая биография Венецианова, тверской период которой оказался решающим в жизни художника, тесно связана с семьей владельцев села Молдино Милюковых. Через главу семейства помещика Николая Милюкова Венецианов познакомился и с дедом князя Павла Арсеньевича Путятина - Степаном Васильевичем Путятиным. Близость и дружба семей пришлась на отрочество детей Степана Васильевича. Их и изобразил в своих портретных работах Венецианов в 1815-1820 годах.
Первое упоминание об этих произведениях встречается в Отчете Академии художеств за 1831-1833 годы. Вернее, упоминается «Портрет детей Путятиных». Но Алексей Гаврилович Венецианов создал еще три маленьких шедевра: это портреты Арсения, Платона и Веры Путятиных.
Последний хорошо известен любителям и исследователям творчества Венецианова и русской живописи. Портрет княжны Веры Путятиной, пожалуй, самый сильный по исполнению в «путятинской серии» и находится в Государственной Третьяковской галерее, часто репродуцируется в художественных изданиях.
Работа действительно того заслуживает. Вот что сообщал о ней искусствовед З.И Фомичев в монографии, изданной в Ленинграде еще в 1949 году: «…внимательная передача индивидуальных черт лица, непринужденная простота позы и такие точно выполненные детали, как смятый рукав, истрепанные углы страниц и переплета книжечки, которую Путятина держит в руках… создают образ совершенно отличный… Ясный взгляд модели говорит о реальной жизни, а не о мечте… Портрет В.С. Путятиной изумителен в живописном отношении. В работе маслом по доске А.Г. Венецианов достигает исключительного колористического богатства и мягкости цветовых переходов, верности световых отношений, воздушности. Замечательно написано розовое лицо черноволосой Путятиной, изображенной в белом платье и сером платочке, покрывающем плечи, на фоне зелени и серого, окрашенного у горизонта закатом неба… Портрет Путятиной, написанный, по-видимому, вслед за портретом старушки-крестьянки и крестьянской девушки, богаче и тоньше их по живописи…»
Даже по этому, изрядно суховатому описанию, можно составить представление о красоте венециановской работы. И нет сомнений, что до Третьяковки этот шедевр стал одним из основных камешков в фундаменте коллекции племянника Веры Степановны Путятиной.
Достоверно известно, что в собрании картин молодого Путятина, во всяком случае до 1911 года, находились и остальные портреты детей Путятиных. Почему до 1911 года?  Они упоминаются в каталоге выставки Общества Защиты и Сохранения в России памятников Искусства и Старины, основателем которого был знаменитый Александр Бенуа. Выставка состоялась весной 1911 года, в апреле-мае. В каталоге портреты Веры, Платона и Арсения Путятиных числятся под номерами 5, 19, 20. Под всеми тремя - помета: «Собственность князя Путятина в СПБ». Под номером 56 в том же каталоге указана и четвертая работа А.Г. Венецианова из тверской глубинки, которую в то время «занесло» аж в Италию: она находилась в собственности некоего господина В.Б. Хвощинского в Риме. Причем, находилась там только до 1917 года. Сейчас этот «Портрет детей Путятина», на котором изображены Арсений Путятин, сидящий на овце, и его брат с сестрой, играющие с послушным животным, находится за океаном. В сентябре 1967 года этот групповой портрет экспонировался вместе с этюдом Венецианова «Девушка поит теленка» на выставке в нью-йоркской Галери оф Модерн Арт.
К сожалению, дальнейшая судьба этих реликвий неизвестна. Судя по репродукциям, портреты, на которых изображены отец Павла Путятина - князь Арсений и его брат Платон - очень хороши. Особенно портрет тогда еще совсем юного Арсения Степановича. Непосредственностью, свободой модели он напоминает портрет княжны Веры Степановны Путятиной. Столь же тщательна и, тем не менее, романтична проработка деталей. И все-таки это совершенно отличное от девичьего портрета изображение. Острее ощущается не по-детски твердый и в то же время спокойный, даже философский характер мальчика Арсения…
Немудрено, что, став основой художественного собрания молодого Путятина, эти портреты дали своеобразное направление коллекции, придали ей аристократичность и подчеркнули уровень мастерства их авторов-художников.

Долгое время считалось, что коллекция Путятина погибла, сгорела вместе с бологовским домом-усадьбой во время пожара в первые годы советской власти. Но все-таки думается, сведения эти не очень точны. Все три портрета (одиночных) находились в коллекции вместе. И вряд ли разлучались - ведь для Павла Арсеньевича они были не только отличной живописью - это были и семейные реликвии. И вот один из них - портрет княжны Веры - объявляется в собрании Государственной Третьяковской галереи. Значит, есть основания полагать, что и остальные два были вывезены из Бологое до пожара усадьбы. Возможно, они пылятся где-то в запасниках музеев или уехали за границу вместе с сыновьями Павла Путятина (они после смерти отца в 1919 году выехали во Францию).
За то, что ценнейшая часть коллекции не погибла в огне пожара, говорит и такой факт: в Археологическом институте РАН хранится личный архив князя Павла Путятина. В формуляре фонда №15 (это и есть путятинский архив) находим пометки о том, что несколько, как говорят архивисты, «единиц хранения», в том числе и «папка Эристова», в которой находились автографы членов пушкинского кружка, переданы в Пушкинский Дом… Так что поле деятельности для поиска будущим краеведам велико. Бог в помощь.
Борис ПЕРХАЛЕВ, художник; Виктор СЫЧЕВ, краевед.
Дек. 1967 - июнь 1993.
P.S. Эту рукопись незадолго до своей кончины мне передал Виктор Васильевич Сычев. 
С небольшой редакторской правкой, правом на которую он меня наделил, и примечаниями она сегодня публикуется. 
Маргарита Сивакова

Количество просмотров: 629

Информационно-аналитический еженедельник

г. Бологое, ул. Гагарина, д. 4

телефон: : 8 (48238) 2-30-14

mail: pvdbologoe@mail.ru

© 2013—2024. Разработано в Студии Интернет-проектов Konceptum.pro | Администрирование и поддержка сайта: Авдеев М.А.

Konceptum.pro