Город Бологое
Тверская область
№21 от 26 мая 2021 года

Мастер мистического слова

«Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье…»
        Анна Ахматова «Памяти Михаила Булгакова»
Май подарил нам созвездие прославленных писателей и поэтов. В последний месяц весны родились Нобелевские лауреаты М. Шолохов и И. Бродский; писатели, прошедшие войну, - Булат Окуджава, Виктор Астафьев, Борис Васильев; поэты К. Батюшков, К. Волошин, А. Вознесенский. Свое 70-летие в этом мае отметила Татьяна Толстая. А 15 мая поклонники творчества Михаила Булгакова отметили 130-летие со дня его рождения. Вот об этом авторе хочется сказать особо. 

Мастер мистического слова

 

По данным ЮНЕСКО, Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) считается  одним из самых читаемых авторов современности. Он удивительно тонко чувствовал время, и эта обращенность в будущее  делает его произведения на редкость современными. В булгаковских произведениях мы находим предупреждения и предвиденья. Написанное им воплощалось потом в реальных образах и событиях.
Пожалуй, первым в мировой литературе он показал трагическую необратимость любой наркотической зависимости (рассказ «Морфий»). Хотя в начале 20 века наркотики воспринимались всего лишь как атрибут богемы, как баловство и чудачество. Повесть «Собачье сердце» - это не только яркая сатира на действительность России 20-х годов, но и предвидение  грядущих репрессий в лице шариковых-швондеров. Все зрелые булгаковские произведения сотканы, собраны, сложены из этих загадок и символов.
Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер - в жизни Булгаков сменил много ролей, но сохранил себя, неизменным оставались его понятия о чести, добре и справедливости. Сам Михаил Афанасьевич был уверен, что никогда не станет «запуганным услужающим». В своем письме правительству в 1930 году он признавался: «Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет». 
Литературный успех пришелся на середину 20-х. Его малая проза печатается, на постановки Художественного театра по пьесам писателя не попасть. Рассказывают, вождь почему-то благоволил мастеру: несмотря на откровенную критику режима в произведениях, Булгакова не трогают. Да, были обыски, изъятие рукописей, разгромные статьи критиков, но в «места не столь отдаленные» писателя не отправили. А спектакль «Дни Турбиных» во МХАТе Сталин смотрел много раз. Но Булгаков был слишком ярок и неординарен - его пьесы снимают с репертуара, новым не дают ход. В тридцатые не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой строки. Ярлыки розданы: его именуют  «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии». 
Тогда-то затравленный, без средств к существованию, Булгаков написал безумное по смелости письмо Советскому правительству. Просил либо дать уехать из страны («изгнать»), либо дать возможность работать. В итоге получил работу режиссера-ассистента в театре. До конца 1961 года его проза не печаталась вовсе. Не принявший искусства соцреализма, курс пятилеток и лагерей, он продолжал писать для себя, в «стол». 
Делом жизни для него стала работа над романом «Мастер и Маргарита», которая продолжалась почти двенадцать лет, до самой смерти писателя в 1940-м. Будучи уже смертельно больным, он продолжал править роман, понимая, что напечатанным его увидеть не удастся. Последняя супруга писателя, Елена Шиловская, у постели умирающего мужа дала ему слово опубликовать роман. И слово свое сдержала. Благодаря ее усилиям  роман был опубликован (впервые в 1966 году в журнале «Москва» в сокращенном варианте, а в 1967 году - отдельным изданием). Одна из главных мыслей романа «Мастер и Маргарита» - мысль о справедливости, которая неизбежно торжествует, хотя иной раз и с опозданием.
Булгаков в своем творчестве тяготел к философской проблематике. Борьба Добра и Зла; нравственная цель Бытия; человек и вечность; художник и власть. Именно эти проблемы станут основными в его произведениях. А каждое новое поколение читателей продолжает открывать для себя новые смыслы в произведениях Мастера. Его смех заставляет думать, обращение к трагическим страницам бытия пробуждает душу, а изображенное зло вызывает не столько ненависть, сколько горечь и сожаление.
«Главное - не терять достоинства!» - любил повторять Булгаков. Он сам так жил и завещал это нам.
Елена Письменчук
Количество просмотров: 314

Информационно-аналитический еженедельник

г. Бологое, ул. Гагарина, д. 4

телефон: : 8 (48238) 2-30-14

mail: pvdbologoe@mail.ru

© 2013—2024. Разработано в Студии Интернет-проектов Konceptum.pro | Администрирование и поддержка сайта: Авдеев М.А.

Konceptum.pro