Информационно-аналитический еженедельник «ПЕРЕКРЕСТОК всех дорог»
Учредитель и главный редактор: Сауренко Елена Анатольевна
Газета зарегистрирована в ЦТУ Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. № ПИ 5-0101
При любом использовании материалов сайта perekrestok.pro обязательна ссылка на газету «Перекресток всех дорог»
№14 от 3 апреля 2024 года
«Весь мир зла я взвалил на свои плечи…»
1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя - гениального писателя, прозаика, драматурга, критика и публициста. Его произведения актуальны и сегодня. Они переведены на десятки языков, их изучают в учебных заведениях, по ним ставят спектакли и снимают фильмы. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Старосветские помещики», «Мертвые души», «Ревизор», «Нос», «Шинель», «Портрет»… Гоголь написал около 30 прозаических произведений.
Сама личность его вызывала толки при жизни писателя и после его кончины: странности поведения, мистические детали смерти. Был крайне замкнутым, робким и при том хлебосольным хозяином, угощавшим близких и друзей блюдами собственного приготовления. Современники поражались феноменальной памяти Гоголя. Он с легкостью усваивал огромные объемы информации. Отличался набожностью, везде носил с собой Евангелие. Верил в вещие сны.
Литературоведы называют Гоголя одним из основателей русского реализма. Но его произведения не укладываются в традиционные схемы. Мир Гоголя построен на преувеличении, условности, игре. В его творчестве соотносятся реальное и фантастическое, духовное и физическое, комическое и трагическое. Писатель верил, что не «изображает», а творит мир. Отсюда источник одной из его важнейших трагедий.
Юрий Лотман, знаменитый отечественный литературовед, так трактовал творчество писателя: «Молодой Гоголь верил, что, изображая зло, он его уничтожает. Зрелый Гоголь возложил на себя ответственность за существование зла, ибо изображение было, с его точки зрения, созданием». Столь сложные отношения с миром и собой привели к душевному разладу. Рядом с ужасным миром, показанным в его произведениях, должен был быть создан прекрасный. Но когда пришло осознание этого, писатель почувствовал, что его покинула способность создавать то, чего еще не было, и он превратился «в скучного проповедника некой единственной и только ему открытой истины».
Такое отношение к собственному творчеству объясняет полумистическую историю сожжения рукописи второго тома «Мертвых душ». Видимо, результат не удовлетворил автора. К слову, существуют разные версии относительно причин сожжения второго тома, некоторые исследователи считают, что он вообще не был написан.
От своих сочинений Гоголь ждал в первую очередь преображения жизни. По мысли писателя, только возрождение человеческих душ в духе заветов Христа может спасти каждого человека, Россию и все человечество. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» (опубл. в 1847), одном из поздних произведений, писатель рисует образ идеального государства: во главе его стоит государь, который к подданным относится сердечно, с верою и любовью.
Такими же должны быть «генерал-губернаторы» и «губернаторы»; и люди в этом утопическом гоголевском государстве должны относиться друг к другу гуманно, без чинопочитания. По версии Гоголя, прямой путь к этому идеалу - «очищение своей собственной души и сердца». В этой же книге писатель сатирически обличает социальные пороки, царящие в России: взяточничество, неправосудие, беззаконие, и призывает соотечественников спасти страну от этих укоренившихся язв.
Многие заветы Гоголя (необходимость сочетать образование с нравственным воспитанием, проявлять высокую гражданскую ответственность, очищать свою душу от нечистых помыслов и деяний, честно и самоотверженно трудиться каждому на своем поприще) остаются актуальными и по сей день.
В «Завещании», напечатанном в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», Гоголь просил не ставить ему памятника: «Кто после моей смерти вырастет выше духом, нежели как был при жизни моей, тот покажет, что он, точно, любил меня и был мне другом, и сим только воздвигнет мне памятник».
Елена Письменчук.
В заголовок вынесена строка из стихотворения Г. Гейне