Город Бологое
Тверская область
№29 от 19 июля 2023 года

Паровозы, вокзалы и рельсы глазами тверских художников

В Бологое на пленэр приезжали художники Тверского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». 
Благодаря им бологовский край останется на полотнах. Это Александр Котов, Константин Федоров, Ирина Махова, Андрей Савельев и Анатолий Войтов. Железная дорога не могла остаться без внимания художников. 
Если театр начинается с вешалки, то город - с вокзала, тем более город железнодорожников. Вокзалы, построенные в 19 веке, - это произведение искусства. Это место ожиданий и надежд, встреч и расставаний…  Железная дорога до сих пор вызывает очарование и магическое наслаждение, потому что она живая и многокрасочная. Ну а с тех пор, как железная дорога стала частью нашей с вами повседневной жизни, ее особый мир вдохновляет художников. 
Архитектурное оформление сооружений выдерживалось не только при постройке вокзалов, но и паровозных депо, путевых будок, керосиновых погребов, пакгаузов, жилых казарм. Все это запечатлели художники на своих полотнах. Железная дорога у творцов карандаша и кисти - это сохранившаяся старина, динамика жизни, движения. И скорость поезда, летящего, словно по облакам, в неведомую даль. 

Паровозы, вокзалы и рельсы глазами тверских художников

 

Паровозы, вокзалы и рельсы глазами тверских художников

 

Паровозы, вокзалы и рельсы глазами тверских художников

 

Паровозы, вокзалы и рельсы глазами тверских художников


Паровоз - одна из удивительных машин, созданных человеком. В нем соединилось так много всего: металл и огонь, воздух и вода. Все вместе это создает могучее стремительное движение. Когда он стоит на станции, то весь пыхтит, дымит, из него выходит пар, такое ощущение, что он дышит. Художник Константин Федоров уловил в графике этот удивительный момент жизни паровоза, а заполненный паром вокзал подчеркивает силу и мощь машины. 
Смотришь на картину с  летящим по простору паровозом в клубах белоснежного пара, и создается ощущение, что паровоз готов вырваться из этого пространства, умчаться в новые дали, оставив позади вокзал, платформы, людей… Художникам захотелось подчеркнуть время, вызывающее ностальгию по эпохе пара.
Тверские художники, создавая свои картины, узнали, что работа на паровозе очень сложная, ответственная и тяжелая. Александр Котов, побывав в локомотивном депо, рассказал, что ему удалось посидеть в будке паровоза, который, по его словам, «пыхтит, шипит, сопит, дымит и гудит». Он с интересом познакомился с информацией том, что стать паровозником в 21 веке непросто: надо пройти обучение и получить права. 
В депо художникам рассказали, что машинист слушает доклад о готовности к поездке от помощника и кочегара. Машинист всегда сидит справа в будке паровоза и ведет состав. Помощник приготавливает пар, топит паровоз, а кочегар перебрасывает уголь от задней стенки тендера, наполняя специальный лоток, а уж из этого лотка уголь забирает помощник машиниста. Все трое внимательно следят за уровнем воды в котле и манометрами тормозной системы, помощник и машинист наблюдают за сигналами и поездом. Никто из художников и не представлял, что даже кидать уголь в топку - целое искусство.
На картинах Александра Котова много графических работ будки паровоза с современным «господином механиком». Рядом с машинистом 21 века уже не увидишь неизменный атрибут - «шарманку» (так называли сундук машиниста). Содержимое сундучка, изготовленного из жести, стучало, бренчало и звенело. Может, потому и прозвали их «шарманками», что были не только похожи на музыкальный инструмент, но и издавали множество звуков. Художникам рассказали, как устроена «шарманка», как по ее цвету можно было отличить машиниста  пассажирского состава от грузового. 
Нет у машинистов теперь «шарманок». Сейчас они отправляются в поездки с фирменными сумками ОАО «РЖД». «Шарманки» ушли в прошлое, но название в лексиконе железнодорожников осталось до сих пор. Об этом и многом другом узнали художники на железнодорожном пленэре, поэтому паровозов так много на полотнах и в графике.

Путешествие на ретропоезде «Селигер» на станцию Куженкино вошло в программу посещения интересных мест и окрестностей. «Наши художники должны искать поэзию на вокзалах, как их отцы находили ее в лесах и реках»,- писал Эмиль Золя. Тверские художники нашли «поэзию» на старинной станции Куженкино, которая сохранилась практически в первозданном виде. А паровоз принес сюда дух странствий, наполнил его размеренным стуком колес, гудками, запахом угля и пара, который эффектно расходится по обе стороны от огромной машины. И теперь вокзал, стрелочный перевод, водонапорная башня, паровоз перешли на холсты и в графику. Один из художников, побывав на станции Куженкино, отметил, что это очень атмосферное место, словно застывшее вне времени.  
Посмотрев на графическую работу вокзала 4 класса станции Куженкино, понимаешь, что художник Константин Федоров застал и запечатлел его в самые дорогие минуты - в минуты тишины и покоя. На огромном пространстве безлюдно. Не видно и поезда. Платформа, ограда, фонари, вокзал - все узнаваемо и обрисовано до мельчайших деталей.
Художники оценили высокие вокзальные окна, выносные стропила под кровлей, выразительные фронтоны, шпиль с флюгером, пилястры, фигурные печные трубы, мансарду. А обилие прорезной резьбы по дереву сделало вокзал весьма нарядным. Побывали тверские гости и в символическом зале ожидания для пассажиров 3-4 класса, где в хронологическом порядке размещены тематические стенды, повествующие об истории Бологое-Полоцкой линии, начиная с момента проектирования и прокладки дороги, заканчивая послевоенным советским периодом.  Жаль, что художникам не хватило времени запечатлеть в своих работах залы ожиданий с иконой Николая Чудотворца, покровителя странников и путешественников; с подлинными массивными диванами прошлого века, а также билетную кассу, наполненную атрибутами былых лет: керосиновыми фонарями, лампами, служебными телефонами, счетами и пр. 
Художники отметили красоту жилых казарм, детали декора, применявшегося в отделке зданий на Бологое-Полоцкой линии, архитектурную красу водонапорной башни, с каменной и кирпичной кладкой, ажурным шатром.  
Вот такой  красивый станционный ансамбль дореволюционного периода увидели художники на  историческом комплексе «Старинная станция Куженкино».

Интересна картина с демонстрационным стрелочным переводом и фрагментом стрелки. Здесь художник изобразил главный сигнальный элемент стрелочного перевода - фонарь-флюгарку и балансир. Вдали - гидроколонка, которая до сих пор обеспечивает паровоз водой. И, конечно, приближающийся паровоз вдали - символ заповедной Бологое-Полоцкой железной дороги. Сразу представляешь, как сквозь непогоду летит по железной дороге эта огромная огнедышащая машина, пронзая время и пространство. Смотришь на картину и понимаешь, что все это напоминает о былом очаровании железной дороги и придает ей особый шарм.
Звук паровозного гудка могучий и громкий. Художники  с удивлением узнали, что раньше железнодорожники приглашали профессиональных музыкантов-настройщиков, чтобы отрегулировать гудок индивидуально для каждого паровоза. От этого свистки становились узнаваемыми, чтобы издали можно было различить свой паровоз. Они имели от трех до пяти тонов и звучали громогласно. Их «голоса» было слышно за 15-20 километров.
Классическая билетная «картонка», которую вручили нашим гостям проводники ретропоезда, привлекла их внимание. Этот билет тоже стал символом Бологое-Полоцкой железной дороги. Художник Константин Федоров сделал ее графический набросок. 
За время небольшого путешествия тверские гости прикоснулись к атмосфере неспешных железнодорожных путешествий в духе столетней давности. «Ах, что за прелесть эта дорога!» - восклицал один из чеховских героев в поезде. Так же сказали и тверские художники. Они обещали вернуться вновь, чтобы запечатлеть время, остановившееся на заповедной магистрали Бологое-Полоцкая.
Марина Иванова, заведующий технической библиотекой на станции Бологое.
Опубликовано в сокращении
Фотографии предоставлены Д.В. Соколовым

Анонс
Готовится выставка
На сентябрь текущего года в музее им. Дубравицкого г. Бологое запланирована выставка «Экскурсия по городу глазами бологовских художников», где также будет представлена часть работ тверских художников, которые они создали по итогам бологовского пленэра.




Количество просмотров: 809

Информационно-аналитический еженедельник

г. Бологое, ул. Гагарина, д. 4

телефон: : 8 (48238) 2-30-14

mail: pvdbologoe@mail.ru

© 2013—2024. Разработано в Студии Интернет-проектов Konceptum.pro | Администрирование и поддержка сайта: Авдеев М.А.

Konceptum.pro