Город Бологое
Тверская область
№3 от 18 января 2023 года

Страсть к народной словесности

Очень противоречивые мнения высказывались о герое нашей истории. Одни называли его родоначальником русской фольклористики и восторгались его работами, другие порицали за ненаучный подход к делу, а порой и подтасовку фактов. В свое время труды его были очень популярны среди прогрессивной общественности. Речь о Сахарове И.П., этнографе-фольклористе, жившем в 19 веке. (Не путать  со знаменитым советским физиком А.Д. Сахаровым). 
На бологовской земле Иван Петрович Сахаров нашел упокоение. Конец жизни он провел в небольшом имении Заречье в Валдайском уезде Рютинской волости. Похоронен на погосте Успенской церкви в Рютино. На какое-то время его имя оказалось забыто. В 2013 году, на 150-летие со дня смерти, на могиле этнографа-фольклориста состоялось открытие мемориальной плиты. Одним из инициаторов ее установки выступил наш земляк, краевед Николай Ласточкин. Спонсорами, создателями и установщиками мемориальной доски стали жители Удомли. Так чем же прославился И.П. Сахаров?

Биографическая справка
Иван Петрович Сахаров (1807-1863) родился 29 августа в Туле в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию. В 1835 году окончил медицинский факультет Московского университета. Работал лекарем сначала в Москве, затем в Петербурге. Первыми его работами были статьи по археологии и этнографии. Затем увлекся фольклором, начал собирать песни, обряды и предания. В 1836 году И.П. Сахаров издал «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» в трех томах. Затем - «Путешествие русских людей в чужие земли» (1837), двухтомник песен русского народа (1838-1839), «Писатели Тульской губернии» (1838), «Русские народные сказки» (1841) и другие работы. 
Был избран в члены Императорского Общества Истории и Древностей Российских. В 1847 г. - членом Географического Общества, а в 1848 г. - Археологического.
Его книги способствовали зарождению в стране интереса к народной жизни, философии, творчеству.

Страсть к народной словесности


До середины 1850-х годов имя исследователя и его издания пользовались большой популярностью; «его труды считались в ряду авторитетных источников для научных и литературных выводов о русской народности», сообщает Большая биографическая энциклопедия. По свидетельству этнографа и филолога И.И. Срезневского, Сахаров произвел необыкновенное впечатление на все образованное общество своего времени, вызвав в нем «сильное уважение к русской народности».
Еще в студенческие годы в нем пробудился интерес к народной словесности. На протяжении нескольких лет он исходил несколько великорусских губерний (Тульскую, Калужскую, Рязанскую, Московскую и др.), собирая этнографический материал: песни, былины, сказки, пословицы и поговорки. Известность к Сахарову пришла, когда в 1836 году он начал издавать на основе собранных материалов «Сказания русского народа», «Путешествия русских людей», «Песни русского народа», «Записки русских людей», библиографические труды по старой литературе и археологическим исследованиям. 
Благодаря богатому собранному материалу Сахаров быстро приобрел имя. Тогда интерес к народной словесности только пробуждался, еще не было фольклорных сборников А.Н. Афанасьева, В.И. Даля, П.В. Киреевского и других исследователей. Сахаров был одним из первых, кто страстно отдался делу собирательства и изучения фольклора. «Сказания» пользовались большой популярностью. В предисловии к переизданию 1885 года сообщалось, что третье прижизненное издание «едва ли можно найти у букиниста даже за 25 рублей, а первый том вообще выкраден из Императорской публичной библиотеки и не пополнен до сих пор».
Еще одно направление народного творчества исследовал Сахаров - древнерусские описания путешествий в неведомые страны. В изданной им книге «Путешествия русских людей в чужие земли» Сахаров собрал сведения по теме, обнаруженные им в источниках XII-XVIII веков. В предисловии к изданию Иван Петрович пояснял принципы отбора материала: «Я избирал всегда один верный список каждого путешествия, сверял со многими другими, вносил... только то, чего недоставало, ...и не дозволял себе ни убавлять старого, ни прибавлять вновь ни одного своего слова».
Однако наступил момент, когда академическое сообщество ополчилось на этнографа-самоучку. Сахарова обвиняли в произвольности выводов, отсутствии строгого научного метода в описании и анализе источников. Ему пеняли, что он почти никогда не указывает, откуда взята, где записана песня, былина, сказка; говорили, что сама система расположения фольклорных источников беспорядочна. 
Поэт и литературный критик Аполлон Григорьев приравнял Сахарова к издателям, которые искажали фольклор. Новейшая критика упрекает его в том, что он сочинил сказку о богатыре Акундине и выдал ее за народную. Все это привело к падению авторитета и популярности нашего героя в 50-е годы 19 века. К тому моменту уже появились новые собрания песен, былин и сказок других исследователей и собирателей фольклора. 
Стоит отметить, что за годы изучения народной словесности взгляды Ивана Сахарова на предмет претерпели кардинальные изменения. Изначально все беды России он видел в происках «чужеземцев», в «ложном просвещении». Мол, во всем виновата западная культура, сеющая вольнодумство, пренебрежение к вере предков, разврат и нахальство. Он декларировал принципы официальной идеологии: православие, самодержавие, народность, считая их спасительными. Но затем признал важность для народа «цивилизованных» форм жизни, полезность привносимых извне влияний и заимствований. Потому как убедился, что социальная новизна не убила в простом русском человеке его национального своеобразия. «Ведь он тот же русский человек, и душой, и телом, не потурчился, не онемечился, живет на родной своей земле, не иноземничает на чужой стороне».
Вот такой необыкновенный человек покоится на бологовской земле. Его энергия, энтузиазм в изучении народной словесности достойны уважения. Его книги наряду с трудами историка Н.М. Карамзина пробудили в обществе интерес к  народному творчеству. И.П. Сахарова оценили Пушкин, Чернышевский, Белинский, Толстой.

Возродить интерес к делу самого Сахарова решили и местные энтузиасты, те, кто выступал инициатором установки памятной плиты на его могиле.

Страсть к народной словесности

 Слева направо Намзин А.Б., Ласточкин Н.А., Константинов Л.Н., 2013 год


По словам Д.В. Соколова, бологовского краеведа, Н.А. Ласточкин и его удомельские коллеги предложили в 2023 году провести в Бологое Сахаровские чтения. Идею поддержали библиотеки нашего района. К слову, на родине исследователя, в Тульской области, историко-краеведческие чтения, посвященные известному русскому этнографу, палеографу, историку Ивану Петровичу Сахарову (1807-1863) проводятся на протяжении многих лет. Если такая традиция укоренится и у нас, еще одно забытое имя вернется из небытия.

Елена Письменчук




Количество просмотров: 188

Информационно-аналитический еженедельник

г. Бологое, ул. Гагарина, д. 4

телефон: : 8 (48238) 2-30-14

mail: pvdbologoe@mail.ru

© 2013—2024. Разработано в Студии Интернет-проектов Konceptum.pro | Администрирование и поддержка сайта: Авдеев М.А.

Konceptum.pro