Город Бологое
Тверская область
№23 от 8 июня 2022 года

Типографское братство

В истории нашего города и района значительное место занимает деятельность Бологовской типографии. В этом году ей исполнится 115 лет. Начиналось все с небольшого частного предприятия Анатолия Каткова в далеком 1907-м. За время существования типография прирастала и убывала сотрудниками, сменила несколько адресов, не раз менялась форма собственности. Но даже в самые сложные периоды, как феникс, возрождалась и продолжала работать. 
Весной 2022-го полиграфисты обосновались на ул. Гагарина, 4, теперь в статусе мини-типографии. 
Редакция «Перекрестка» обратилась к нынешнему руководителю типографии, индивидуальному предпринимателю Ю.А. Медведеву, с просьбой организовать встречу ветеранов типографского дела. Говорили о «золотом веке» нашей типографии, об ушедших профессиях, об отношении к труду, вспоминали коллег по цеху.
Наши собеседники: Стерлин Феликс Моисеевич,  руководил типографией с 1986 по1989 г.г. и с 1998 по 2005 г.г.;  Шишкина Татьяна Михайловна - старший мастер, стаж работы в типографии - 45 лет (1967-2012 годы); Громова Галина Михайловна - линотипист, стаж - 34 года (1967-2001 годы); Петряева Елена Анатольевна - наборщик, печатник, стаж - 21 год.  

Типографское братство


Времена расцвета типографии пришлись на 70-80-е годы прошлого века. Штат - 28 человек, крупные заказчики (готовую продукцию грузовиками вывозили), слаженный коллектив. Газета всегда была печатным приоритетом - сначала выпускали ее, потом - другие заказы. Долгое время коллективы типографии и районки («Новой жизни») и находились в одном здании. Помимо периодики выпускали деловую бланочную продукцию (журналы  учета, хозяйственные книги, путевые листы, табели, номерные билеты и пр.), брошюры и журналы. Всегда спускался план: на какую сумму необходимо  оказать типографских услуг. 
Помимо предприятий города и района, в типографию г. Бологое обращались заказчики из Ленинграда (хладокомбинат, станкостроительный завод, садоводческие товарищества и пр.); Новгорода (объединение «Планета»), Твери (ТЭЦ, НИИ, швейная фабрика, горбольница №6, воинские части и многие другие). Самый грандиозный заказ на памяти собеседников был из Шереметьево-2. Сами на типографию вышли, заказали очень большую партию канцелярских журналов. 
- Иногородние заказчики были выгодны еще и тем, - поясняет Шишкина Т.М., - что они привозили свое сырье (бумагу), плюс мы у них иногда покупали бумагу для других заказов, недорого, то есть сырьем были обеспечены. Это не всем типографиям удавалось. Поэтому и продукция у нас была дешевле, и заказы мы оперативно исполняли. Например, предприятию срочно требуется отпечатать этикетки, так мы готовый заказ бежали и передавали с машинистом поезда. Считались одной из лучших типографий в области.
Помню, при входе в типографию висел девиз: «Обращайся с другими так, как хочешь, чтобы обращались с тобой». Мы всегда очень трепетно к клиентам относились. Работал принцип: заказчик всегда прав. 

Как говорилось выше, печать газеты была в приоритете. В прежние времена районка выходила три раза в неделю - график  работы был напряженный, случались и непредвиденные обстоятельства. Ветераны рассказывают, как однажды испортился линотип (строкоотливная машина). Наладчиков своих тогда еще не было, пока они приехали из Твери, пока отремонтировали машину... Пришлось оставаться сверхурочно  и набирать номер. И оставались,  даже ночью: свежий номер должен попасть к читателю вовремя.  Или газета почти сверстана, когда приходит редактор издания и требует поставить в номер свежий материал из горкома партии - приходилось все набирать заново. 
Вспоминали печатные ляпы, безобидные и не очень. Был случай, когда работник перепутал подписи под фотографиями в газете: под снимком лесника значилось - первый секретарь обкома, а партийного начальника окрестили лесником. Ошибку обнаружили перед печатью. У выпускающего случился сердечный приступ, а типографским работникам пришлось срочно делать новое клише страницы. За такие ошибки взыскать могли очень строго.
- Линотип - это уже прогресс был в типографском деле, - говорит Громова Галина Михайловна, - а до этого вручную, по буковке набирали. Пока не сделали подъемник, готовый набор газеты (а это 25 кг) женщины таскали на руках с этажа на этаж. Случалось, падали, все рассыпалось, приходилось заново набирать. А если бланочная продукция, бывали нестандартные такие, со стол размером, тоже на себе таскали, иногда вдвоем. Тележек не было.
Профессия считалась вредная: работали с цинком, свинцом, рабочий день ненормированный. На пенсию могли раньше выйти (в 50 лет). А наши дети выросли в типографии: тут и уроки, и ужин. Мы не считались со временем: и ночами, если надо, работали, и в выходные. По праздникам газета выходила в цвете. Тогда мы оставались всем коллективом, сидели, фальцевали газету вручную (фальцовка - сгибание и раскладка листов  постранично. - Ред.). И никто не увольнялся, коллективом дорожили, к делу относились ответственно.
Стерлин Феликс Моисеевич вспоминает свой последний рабочий день в должности директора. Время газету печатать, а бумаги подготовленной нет. Пришлось брать двуручную пилу и пилить рулон. Работали вдвоем, старый директор и новый, Зуев В.В. Тот номер вышел с рваными краями. Но главное, вышел же.
Рассказывали полиграфисты о своих старших товарищах. Анне Васильевне Гуркиной (тете Нюре). Она пришла в типографию в конце 30-х годов прошлого века, в войну работала под бомбежкой (газета печаталась и тогда). И в послевоенные годы оставалась примером для сослуживцев. Тепло отзываются о наборщиках Ефимове Л.В., Жильцовой Т.С., Филипповой Н.А.  Леонид Владимирович Ефимов пришел в типографию в 14 лет, ездил из Угловки. Говорят, скорость набора имел невероятную, с закрытыми глазами мог номер сверстать. 
В 60-е директором стал Лебедев Иван Иванович, фронтовик, человек очень ответственный и не терпящий ругани. Если сотрудник грешил крепким словцом,  начальник бесшумно оказывался рядом и взирал с немым укором. Работник смущался, бормотал «простите, больше не повторится», директор отвечал «надеюсь» и удалялся. Многих отучил ругаться.

Еще одну историю поведали ветераны. В Москве, в знаменитом Политехническом музее, хранится  корректурный (пробопечатный) станок из Бологовской типографии (чуть ли не 19 века выпуска). Полиграфисты рассказывают, когда в 90-е пришло оборудование нового поколения, они решили раритетный станок сохранить и стали искать, куда бы его пристроить. Если доведется увидеть документальный фильм об истории типографского мастерства, говорят собеседники, в кадре наверняка попадется наш станок.
«В типографии всегда шла борьба за выживание, - улыбаются ветераны, - и мы всегда оставались на плаву. То бумаги нет, то оборудование надо менять, то ремонт в цехах требуется, то штат сокращают, но работа не прекращалась». В перестроечное время, когда в стране начались перебои с сырьем, заказами, типография умудрялась работать стабильно: и зарплату вовремя получали, и клиенты были.
 Во многом это заслуга руководителя, Стерлина Ф.М. Он связывался с директорами производств, заключал договоры, если требовалось, полиграфисты осваивали новые виды работ. Тогда в ходу была бартерная система расчетов. Как-то стекольный завод рассчитался с типографией вагоном стекла - пришлось его директору пристраивать, чтобы получить живые деньги. 

Очередные сложные времена пришлись на 2014 год. Тверская областная типография приняла решение о закрытии нескольких своих филиалов в районах, в том числе в Бологовском. Сохранили типографию и тогда: директор Зуев В.В. вместе с Медведевым Ю.А. создали на базе закрытой типографии ООО, и с марта 2015-го она приступила к работе в новом статусе. 
В 2021 году - очередные потрясения: из-за просроченной оплаты заказов типография стала испытывать серьезные финансовые трудности. Надо было платить налоги, зарплату сотрудникам, оплачивать аренду помещения. В итоге  с марта 2022 года в Бологое работает мини-типография ИП Медведев Ю.А.  В настоящее время у нее около 200 заказчиков (ИП, юр- и физлица). Среди них много бюджетников: детские и образовательные учреждения, администрации поселений, учреждения культуры. Есть клиенты из Вышнего Волочка и Удомли. 
Преимущественно заказывают деловую бланочную продукцию, а также календари и визитки, востребованы медицинские карты ребенка (для детсада), история развития ребенка для постановки на учет в детской консультации; печатаются сборники местных поэтов и краеведов.

Типографское братство

 

- Я всеми силами стараюсь сохранить типографию, - говорит Медведев Ю.А. (на фото). - Из-за резкого падения рубля в последнее время существенно подорожали материалы: бумага, картон, краска для ризографа и прочее. И хотя рубль восстановился до первоначального уровня, цены остались высокими. 
Я в этой сфере работаю около 30 лет. Очень благодарен коллегам, которые в трудный для типографии момент оказались рядом и помогли вновь наладить работу. Мы продолжаем трудиться на принципах, заложенных нашими предшественниками: внимание к каждому клиенту, своевременное и качественное выполнение заказов. Считаю, что типография городу нужна, не будут же наши граждане за каждой мелочью, за каждым бланком в другой город ездить. Я люблю свое дело и надеюсь, что все у нас будет хорошо.
***
А закончить хочется словами Петряевой Елены Анатольевны: 
- У меня был опыт типографской работы в Кронштадте, на Камчатке (муж военный, пришлось по стране поездить). Когда в 2001 году попала в Бологовскую типографию, у здешних профессионалов перенимала опыт, училась терпению, усидчивости, вниманию. Мне повезло работать с грамотными специалистами, влюбленными в свое дело. С теплотой вспоминаю наш большой дружный коллектив.
Елена Письменчук



Количество просмотров: 651

Информационно-аналитический еженедельник

г. Бологое, ул. Гагарина, д. 4

телефон: : 8 (48238) 2-30-14

mail: pvdbologoe@mail.ru

© 2013—2024. Разработано в Студии Интернет-проектов Konceptum.pro | Администрирование и поддержка сайта: Авдеев М.А.

Konceptum.pro