Информационно-аналитический еженедельник «ПЕРЕКРЕСТОК всех дорог»
Учредитель и главный редактор: Сауренко Елена Анатольевна
Газета зарегистрирована в ЦТУ Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. № ПИ 5-0101
При любом использовании материалов сайта perekrestok.pro обязательна ссылка на газету «Перекресток всех дорог»
№ 41 от 8 октября 2014 года
“Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”
3 сентября 2014 года в газете «Перекресток» № 36 была опубликована статья «Не делай себе кумира... Об отношении Церкви к рериховскому движению», в которой благочинный Бологовского округа протоиерей Василий Садженица наставляет горожан, как следует относиться к Рерихам, рериховским организациям и их мероприятиям, посвященным жизни и творчеству семьи Рерихов. При этом он ссылается на «Определение о псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» Архиерейского Собора РПЦ МП 1994 г., в котором Учение Живой Этики, пришедшее в мир через Рерихов, неправомерно и несправедливо названо лжеучением.
Вся деятельность Рерихов, их труды свидетельствуют, прежде всего, о том, что они внесли огромный вклад в культурную сокровищницу человечества, будучи выдающимися учеными и мыслителями. В наше время этот вклад отмечен в многочисленных публикациях и монографиях современных ученых, в резолюциях целого ряда международных научных конференций. Идеи философской системы Живой Этики активно изучаются и используются в исследовательской работе специалистами многих научных направлений, на сегодняшний день написаны десятки диссертаций. Живая Этика, созданная Рерихами под руководством духовных Учителей человечества, описывает Мироздание иначе, чем принято в Церкви. В ней предлагается по-новому взглянуть на мир, прислушиваясь к собственной интуиции и к звучанию Космоса, осознать своу место в битве между Добром и злом. В Учении содержится новое мышление, при овладении которым человечество сможет подняться на более высокую ступень космической эволюции. Сегодня в русле этого мышления работают передовые российские учёные. В Живой Этике есть много параллелей с этическими идеалами Православия. Но самость превосходства некоторых крайне нетерпимо настроенных представителей РПЦ, их фанатичная убежденность в монопольном владении Истиной преграждают путь к взаимопониманию. Знакомясь с биографией каждого из Рерихов, поражаешься их целостности: всем им присущи устремленность, стойкость и преданность делу охранения Культуры.
Выдающийся художник, мыслитель, путешественник и общественный деятель Н.К. Рерих выдвинул договор, заложивший международные правовые основы защиты Культуры (Пакт Рериха). Его поддержали руководители государств, дальновидные политики, прогрессивные священнослужители, выдающиеся деятели культуры: президент США Ф. Рузвельт, короли Югославии и Бельгии – Александр I и Альберт I, митрополит Платон, кардинал Бурн, архиепископ Иоанн, о. Г. Спасский, М. Шено, Р. Тагор, Р. Роллан, Б. Шоу, Т. Манн, А. Эйнштейн, Г. Уэллс и многие другие. Знамя Мира (охранный знак Пакта) было освящено в капелле Святой Крови, древней святыне г. Брюгге. В 1935 г. международный «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)» был подписан двумя десятками государств. В дальнейшем он лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» (1954 г.). Только один этот проект ставит имя Рериха в ряд имен выдающихся культурных деятелей планеты. Труды Н.К. Рериха на благо Культуры высоко отмечены в разных странах: он являлся кавалером Российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира; кавалером югославского Ордена Святого Саввы и Ордена Почетного Легиона Франции; а также имел Королевский шведский орден Полярной Звезды. Николай Константинович избирался действительным и почетным членом более сорока академий и других научных организаций во всем мире. Е.И. Рерих, жена и соратница художника, стала вдохновителем создания культурных центров и музеев во многих городах Европы, Азии и Америки. Автор многочисленных философских работ, прекрасно владея тремя иностранными языками, Елена Ивановна вела переписку с корреспондентами из разных стран мира. Стремясь изучить общие пути и закономерности культурного развития народов, Рерихи в труднейших условиях совершили в 1923-28 гг. Центрально-Азиатскую экспедицию. Собранный на ее маршруте научный материал изучался в созданном ими международном научном центре «Урусвати». Имена сыновей Елены Ивановны и Николая Константиновича также украсили пантеон великих деятелей науки и культуры. Юрий Николаевич Рерих – выдающийся ученый-востоковед с мировым именем, лингвист, этнограф, археолог, историк, искусствовед, оригинальный мыслитель. Он знал около тридцати европейских и азиатских языков. Ю.Н.Рерих был избран членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского Археологического и Этнографического обществ и многих других. Его труды по исследованию культур народов Центральной Азии и сегодня не утратили своей актуальности. В Институте востоковедения АН СССР в 1957-60 гг. он руководил работой по изучению, переводу и публикации древних памятников культуры народов Востока, преподавал тибетский, санскрит и другие индийские языки. Святослав Николаевич Рерих – всемирно известный художник, мыслитель, выдающийся общественный деятель. Он был инициатором создания и активным членом большого числа культурно-просветительских центров во всем мире, большое внимание уделял вопросам просвещения. Доктор искусствоведения, академик живописи, почетный академик Академии художеств СССР, почетный доктор Великотырновского университета в Болгарии, академик Академии изящных искусств Индии и постоянный ее представитель в правительстве этой страны. За выдающиеся достижения в области культуры, а также за вклад в дело мира С.Н. Рерих был награжден многими правительственными наградами различных стран. Во время Великой Отечественной войны, живя в Индии, он организовывал выставки в пользу Красного Креста в СССР, выступал по радио с программами о победах Красной Армии. В эти годы Святослав Николаевич и Юрий Николаевич неоднократно подавали прошение Советскому правительству с просьбой отправить их на фронт для защиты Родины от фашистских оккупантов.
Знакомые с биографией семьи Рерихов люди знают, что в память о встрече наших великих соотечественников в Бологое, на плите мемориального знака в центре города начертаны слова Н.К. Рериха: «В Бологом, в имении князя П.А.Путятина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!». Они приезжают сюда из разных концов России и даже из других стран, ведь Памятник Любви, как назвали его сами бологовцы, символизирует веру в то, что возможен крепкий союз двух сердец, жизнь в любви, в совместном творчестве. Здесь возлагают цветы молодожены в день бракосочетания в благодарность Рерихам, которые оставили нам такой замечательный пример. Но в то же время в городе есть и такие проявления, как вандализм. В июле этого года памятную плиту облили краской, на памятнике написали слово «АД». Бологовцы, кому дорог Памятник Любви, восстановили его, потому что красота, культура, лучшие традиции им близки и должны жить в каждом уголке нашей страны. Рерихи облагораживали своей культурной деятельностью как нашу Родину, так и другие страны. Об этом свидетельствует обширная мемуарная литература. Рериховская формула «Мир через Культуру» понятна человеку любой страны, народности, вероисповедания. Творчество семьи Рерихов дает новое направление науке XXI века и объясняет значение православной культуры, показывая ее духовную глубину. Оно помогает найти взаимопонимание с другими народами и культурами. Именно такой путь утверждали Рерихи примером своей жизни. Их последователи, постигая основы нового мировоззрения, новых направлений науки, укрепляя идею целительной силы Культуры, с глубоким уважением относятся к Православию и никогда не оскорбляли религиозные чувства служителей церкви. Церковь же, сжигая в прошлых веках на инквизиционных кострах свободомыслие лучших представителей человечества – Яна Гуса, Жанны д’Арк, Дж. Бруно, предавая анафеме Льва Толстого, Елену Блаватскую, Рерихов, тем самым отлучает себя от новых научных нахождений. Делая такой выбор, не обрекает ли она себя и свою паству оказаться в хвосте эволюции, в то время как самим Священным Писанием заповедано беспредельное совершенствование человека? Оно выражено в словах Христа, произнесенных в Нагорной проповеди: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» [Мф. 5:48]. Ирина Вахонина, сотрудница Тверской областной рериховской общественной организации