Информационно-аналитический еженедельник «ПЕРЕКРЕСТОК всех дорог»
Учредитель и главный редактор: Сауренко Елена Анатольевна
Газета зарегистрирована в ЦТУ Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. № ПИ 5-0101
При любом использовании материалов сайта perekrestok.pro обязательна ссылка на газету «Перекресток всех дорог»
№ 14 от 2 апреля 2014 года
Случайный экзамен
Я встретил их на перроне вокзала ордена Отечественной войны первой степени станции Бологое-Московское - двух девочек-школьниц, ожидавших электричку для возвращения домой из школы. Чем-то они привлекли мое внимание... Они разговаривали между собой, смеялись. У обеих за спиной были опрятные школьные рюкзачки, плотно набитые, как не трудно догадаться, знаниями. Приблизившись к ним, я спросил: - В каком классе учитесь? - В четвертом, - смеясь, сказала первая. - А вы? - В седьмом. - В седьмом - это серьезно. Возраст первой был, как и у меня, в год начала Великой Отечественной войны. А семиклассница была в возрасте Тони Тумановой, то есть моего возраста за год до окончания войны. По-видимому, ассоциации с войной у меня появились не случайно. Они всегда возникают, когда я приезжаю в Бологое. И это на протяжении многих лет. Да и «Паровоз на вечной стоянке», Постановлением Законодательного Собрания Тверской области №520-П-2 от 29.06.2000 г. включенный в список региональных объектов культурного наследия, находящихся под государственной охраной, напоминает о тех трагических-героических днях, когда «юнкерсы» дырявили бологовскую землю, «тигры» сжимали Москву, а Ленинград яростно в своих пригородах отбивался от опьяненной кровью фашистской чумы. - Какая у вас оценка по русскому языку, - спросил я у «Тони Тумановой». - Четверка. - А у меня была тройка... Поэтому прошу вас помочь мне проверить текст на табличке у Паровоза. Мы подошли к Паровозу - паровозу развенчанному, лишенному своих обязательных опознавательных знаков, которые были на нем во времена массового проявления мужества и героизма. Он стоит одиноко, без своих почетных парных часовых, темной ночью 2011 года свергнутых с поста коварной татью. Девочки, конечно, об этих метаморфозах ничего не знают. У них другая задача: им нужно проверить текст по правилам русского языка. Пока младшая смеется и играет бантиком на косичке, семиклассница читает вслух: «Этот паровоз поставлен на вечную стоянку, как символ мужества и героизма проявленного железнодорожниками Бологовского узла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.»
Прочитала. Смеется. Спрашиваю: - Ошибки в тексте есть? Приняла серьезный вид. - «Проявленного»... Два «н»? Два «н» и нужно. Запятой нет... Повторяет: «проявленного». - Почему на это слово внимание обратили? - Оно связано с другим зависимым словом. - С каким? - С «символом». - Символы разве проявляются? Они вторичны, и как знаки устанавливаются, знаменуют, демонстрируют многообразие чего-либо. - Если зависимыми словами являются «мужество и героизм», то они представляют множественное число, а «проявленного» - единственное число прошедшего времени. Надо изменить окончание, чтобы вместо «проявленного» было «проявленных». И еще: «годы» повторяются. Я бы написала: «...в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». - Прочтите текст с вашими исправлениями. - Читает: «Этот паровоз поставлен на вечную стоянку как символ мужества и героизма, проявленных железнодорожниками Бологовского узла в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». - Мне, троечнику, трудно судить, но, наверное, четверка у вас заслуженная. Большое вам спасибо. Идите. Посадку уже объявили. Они побежали. Вдогонку я крикнул: - В какой школе учитесь? - В двенадцатой, - прокричали они уже при входе в вагон. При общении с этими школьницами в моем воображении как бы присутствовали и учительница русского языка 12-й школы, и родители этих двух замечательных девчонок. А читателям остается ответить на вопрос: кто кого экзаменовал? В. Смирнов, Вышний Волочек - Бологое
От редакции Увы, ошибки в самых разных надписях в последние десятилетия – дело обычное и регулярное. Но если они встречаются в указателях, вывесках, наружной рекламе, то вызывают улыбку, а в надписях на памятниках – досаду и боль. Не должно быть таких ошибок, когда речь идет об исторических событиях, дорогих нашим сердцам, событиях, на примере которых мы воспитываем подрастающее поколение. Подготовила Татьяна Иванова