Город Бологое
Тверская область
N 40 от 5 октября 2016 года

«Об увлечении, ремесле и заработке»

Где-то в Интернете наткнулась на этот заголовок и подумала, что он как нельзя лучше подходит для героя материала. О нем мало кто в Бологое знает, человек он непубличный. Если б не его работы на выставке прикладного творчества в городском музее, так бы и я об Александре Богданове не узнала. Уже лет сорок Александр занимается резьбой по дереву. Это тот счастливый случай, когда человек зарабатывает тем, что умеет и любит делать.
Еще в старшей школе он склонялся в сторону художественного образования. Вместе с отцом объездили несколько областей, искали подходящее художественное училище. Когда оказались в подмосковном поселке Богородское, «столице игрушечного царства», выбор был сделал: Богородское художественное училище. Этот край издавна славился мастерами прикладного искусства, резьбы и росписи по дереву. Резчик - профессия штучная.
Три года Александр осваивал основы ремесла, а потом отправился в свободное плавание. Выпускники училища проблем с трудоустройством не испытывали.

«Об увлечении, ремесле и заработке»

Работал в Москве в Доме-музее М.Н. Ермоловой, где занимался реставрацией мебели. Посчастливилось трудиться под началом мастера Матвея Борисовича Невенберга. Участвовал в создании резного иконостаса для Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Сотрудничал с Троице-Сергиевой лаврой, что в Сергиевом Посаде. Видимо, тогда определилось основное направление, в котором работает резчик - православное. Кресты, панагии (нагрудная иконка в виде медальона с изображением богоматери), иконы-миниатюры, резные гравюры на библейские сюжеты.
Помимо ручной резьбы освоил машинную. Если считаете, что качество резьбы при этом ухудшается, ошибаетесь: станки с ЧПУ лишь ускорили процесс резьбы, но изделие все равно требует доработки мастера. Допустим, станок будет выполнять работу 7-8 часов, аналог ручной работы займет недели две.
Александр уверен: машина - такой же инструмент, как нож резчика. Если человек хорошо владеет инструментом, такое изделие становится творческим. Профессиональные станки очень дороги. Александр нашел выход: станок ему собрали знакомые умельцы в Брянске, а в Твери объяснили, как с ним работать. Использует программу Art Cam для пространственного моделирования. Сам 3D- модели мастер не делает, берет готовые, в свободном доступе в Интернете.
Работает мастер в основном с дубом и костью. Так и хотелось сказать слоновой. Но нет, это ныне роскошь. Наиболее доступная кость - цевка, от крупных рогатых животных. Александр предпочитает лосиную берцовую. Поскольку работает с религиозной тематикой, рога и копыта животных не использует.

«Об увлечении, ремесле и заработке»

Его изделия востребованы в столичных церковных лавках при монастырях и храмах, есть и частные заказы.
Интересное направление - резная икона. Правда, единодушия у представителей церкви в этом вопросе нет: может ли резная икона украшать стены храма. Кто утверждает, что разрешены только резные образы Креста, Христа распятого, Николая Чудотворца, Серафима Саровского да еще нескольких святых. Другие источники разъясняют: если икона соответствует канонам изображения святого, Церковь принимает и писаные, и вырезанные из дерева иконы.
Между тем резная икона была известна еще в допетровские времена. Славилась резная икона и более позднего периода 16 века, например, Амвросий и династии Хрустачевых работавших в Троице-Сергиевой лавре. Иван Хрустачев резал кресты, складни, иконы, и работы его были отмечены на выставках многими наградами. Как бы то ни было, но такие работы в арсенале Александра Богданова есть.
Спрашиваю мастера о мечте.
- Это вопрос на уровне смысла жизни, - смеется Александр. - Хочу найти время для живописных этюдов. Давно кисть в руках не держал. Я не профессионал, рисую только с натуры. Каждый раз будто что-то заново для себя открываешь. Еще было бы интересно заняться интерьерной резьбой под заказ. Оборудование позволяет.

Это в планах. А мы оставим резчика в его мастерской, в окружении книг по искусству, любимых работ, в теплом уюте резного дерева.
Елена Письменчук

P.S. С работами Александра Богданова можно ознакомиться в городском музее.
Количество просмотров: 834

Информационно-аналитический еженедельник

г. Бологое, ул. Гагарина, д. 4

телефон: : 8 (48238) 2-30-14

mail: pvdbologoe@mail.ru

© 2013—2024. Разработано в Студии Интернет-проектов Konceptum.pro | Администрирование и поддержка сайта: Авдеев М.А.

Konceptum.pro