Город Бологое
Тверская область
№ 39 от 24 сентября 2014 года

Краски Валерия Кулешова

Пианист с мировым именем дает благотворительный концерт в Бологое

На свой первый международный конкурс имени Бузони в Больцано Валерий Кулешов уехал из Бологое в далеком 1987 году. И стал обладателем золотой медали.
Краски Валерия Кулешова
В октябрьские дни осени 2014 года он снова приезжает в город своей юности – теперь с благотворительным концертом, сборы от которого пойдут на установку мемориальной доски бологовским и медведевским героям-железнодорожникам к 70-летию Великой Победы.

Блестящая игра на престижных музыкальных конкурсах позволила пианисту Валерию Кулешову утвердиться на мировой концертной сцене. Его имя украшает афиши крупнейших залов по всему миру и, конечно, в России.
В 1995 году он выступал в самом знаменитом концертном зале США – Карнеги-холле, а через два года был удостоен звания Заслуженного артиста России. Год спустя стал единственным победителем Международного конкурса «Pro Piano» в Нью-Йорке.
Мастерство и стиль музыканта базируются на лучших традициях старой русской школы. В его игре сочетаются искренние эмоции, богатство красок, изысканная виртуозность и свежесть интерпретаций. Романтическая музыка Шумана, Листа, Шопена, Брамса, Рахманинова, Чайковского, сочинения Скрябина наиболее близки ему. Обладая феноменальными способностями, Кулешов стал известен исполнением знаменитых транскрипций Владимира Горовица. Не случайно одна из его самых значительных работ – это сольный диск «Hommage a Horowitz» («Посвящение Горовицу»), который был выпущен шведской фирмой BIS в 2000 году.

Ступеньки к этой высоте начинались в середине 1980-х годов в классах старой музыкальной школы на берегу Бологовского озера, когда Валерий готовился к конкурсу в Больцано. Одно из поздравлений с победой прислал Владимир Горовиц. Услышав собственные транскрипции в исполнении молодого музыканта, великий маэстро откликнулся восторженным письмом:
Окончание. Начало на стр.1
«...Я не только восхищен Вашим фантастическим исполнением, но поздравляю Вас с тончайшим слухом и огромным терпением, с которым Вы, слушая мои записи, расшифровали ноту за нотой и выписали партитуры моих неопубликованных транскрипций».
Какой он сейчас – Валерий Кулешов? После концерта в Московской духовной академии пианист рассказывал о себе, и в некотором сокращении этим рассказом мы делимся с уважаемыми читателями.

Играю русскую музыку
- Обычно к концерту я все готовлю заранее, перебирая много различных вариантов, останавливаясь, как мне кажется, на лучшем. Но очень часто, а практически – всегда прямо на сцене приходит какая-то новая идея, и хочется именно в тот момент сделать что-то новое, внести новую деталь, которая и создает живость в музыке. Я ее играю не так, как задумал, что-то меняется – и она оживает.
Последние 7-8 лет я играю практически русскую музыку. Это связано с тем, что, не так часто бывая на родине, в России, я стал глубже чувствовать русскую культуру. Больше читаю – и духовную, и историческую литературу, и, естественно, захотелось больше играть русских композиторов.
Сыграл еще тот фактор, что я довольно поздно, годам к 30-ти, пришел к вере и крестился уже в зрелом возрасте. Через веру ближе и надежнее приобщился к русской культуре, русской самобытности, сам стал раскрываться. Меня почему-то всегда тянуло в церковь, но я боялся туда прийти, потому что не знал, что там происходит, что я там буду делать. Но вот открыл дверь…

Возвращение к Горовицу
- На своем первом конкурсе в Больцано я играл две обработки легендарного пианиста Владимира Горовица, которые никогда не были опубликованы, его исполнения существовали только в записях. Были они очень виртуозные, и мне захотелось их сыграть. Записывал по слуху, причем – на старой приспособленной технике, всячески замедляя скорость на магнитофоне, чтобы успеть расслышать и занести ноты на бумагу. Это были «Свадебный марш» Мендельсона и 19-я рапсодия Листа. С ними я и поехал в Италию.
Случилось так, что в Больцано на конкурсе присутствовал продюсер Горовица по записям. Он нашел возможность сразу же дать маэстро прослушать мое исполнение неопубликованных транскрипций, а потом передал мне письмо от него.
Года через два в Москве организовалась записывающая фирма, и меня пригласили записать диск. Затем пригласили на презентацию фирмы, которая проходила в Нью-Йорке. Там мы опять увиделись с продюсером Горовица, и он спросил: «Вы хотите встретиться с маэстро?»
Я об этом и мечтать не мог, лишь ответил: «Конечно». «Сейчас я позвоню ему», - набирая номер, ответил продюсер, и уже на следующий день мы ехали к Горовицу на такси.
На втором этаже дома в концертной комнате стоял огромный рояль. Маэстро сидел на диванчике перед небольшим столиком, на нем лежал мой конкурсный буклет с программой.
- Если хотите, можете поиграть, - сказал Горовиц после приветствий.
- А можно ваши обработки?
- Да, пожалуйста…
Зазвучали первые ноты «Кармен-сюиты». Иногда Валерий поднимал глаза на маэстро, оправдываясь, что играет по слуху, что, мол, в его распоряжении были плохие записи. Но Горовиц оживился, повеселел:
- Нет-нет, вы играете абсолютно верно. А «Свадебный марш» – можете? Я нашел там хорошие гармонии, но сейчас их не помню: не записал в свое время и забыл.
Валерий сыграл. И блестяще. И почувствовал, что можно попросить Горовица послушать «Карнавал» Шумана, которым молодой пианист тогда увлекался. Выбрал две-три пьески из середины, но Владимир его остановил:
- Нужно больше красок. Если хотите, я могу вам показать.
Краски Валерия Кулешова




























Сел за рояль. В одном месте сказал: «А вот здесь надо даже пошалить педалью»...
- Так начался наш первый урок, - рассказывал Валерий. - «Шалили» там, где всплывала тянущаяся нота и менялась гармония. Если в этот момент сменить педаль и левой рукой сыграть тихо, то нота, которая тянулась до этого, – запоет… Много чего он успел за тот час сказать и показать мне. На прощание твердо произнес: «Если хотите, я буду с вами заниматься и совершенно бесплатно. Только найдите, где жить. Мне нужно 3-4 месяца, чтобы научить вас краскам».
- Но возможности остаться никакой не было, – вспоминал Валерий, – виза была всего на неделю, и денег не было. Вернувшись домой, все рассказал жене, Катя сразу спохватилась: «Надо искать». Откликнулась и согласилась помочь одна итальянка, нашла, где нам жить, оплатила расходы, купила билеты с открытой датой, даже дала наличные. Но с осени у меня начиналась большая гастрольная поездка с Юрием Темиркановым, Марисом Янсенсоном и Большим Петербургским оркестром в Японию. После нее решили лететь к Горовицу.
…Мы были уже в Москве у Катиных родителей, когда кто-то позвонил. Мама – «ой-ой-ой» – и сразу схватилась за сердце. Так мы узнали, что Горовиц умер…

Валерия Кулешова называют мастером фортепианной транскрипции, с которой и начался его путь в большую музыку, когда он с ювелирной точностью и музыкальной чуткостью воспроизвел сложнейшие партии маэстро, приведя в изумление легендарного пианиста.
- Надо научиться самому, внутренним слухом слышать свою же игру. Самое главное – краска в музыке, когда в голове возникает звук, который хочешь получить хотя бы за секунду до того, как ты его извлечешь. И тогда пальцы слушаются, и тогда хочется играть, - говорит Валерий.
По мнению музыкантов, его игра обладает благородством звука, строгостью вкуса и виртуозным совершенством. Он владеет не только уникальной техникой, но и той внутренней силой, которая заставляет звучать свежо и убедительно даже самые знакомые произведения, а слушателя – открывать для себя их новые грани.

Благотворительный концерт Валерия Кулешова пройдет в Бологое в субботу, 11 октября, в зале Детской школы искусств №1.
Билеты как свидетельства о пожертвовании на возведение мемориальной доски героям-железнодорожникам в пределах 150-300 рублей (в зависимости от ваших возможностей) будут распространяться по организациям, их также можно предварительно заказать в городском музее им. Н.И. Дубравицкого. Справки по телефону 8 903 808 8391.
Маргарита Сивакова, директор благофонда «Эшелон»
Количество просмотров: 2598

Информационно-аналитический еженедельник

г. Бологое, ул. Гагарина, д. 4

телефон: : 8 (48238) 2-30-14

mail: pvdbologoe@mail.ru

© 2013—2024. Разработано в Студии Интернет-проектов Konceptum.pro | Администрирование и поддержка сайта: Авдеев М.А.

Konceptum.pro