Город Бологое
Тверская область
№49 от 4 декабря 2019 года

Окно в мир человека

Первые шаги в искусстве даются проще, когда тебе помогает уже состоявшийся художник и опытный преподаватель. Такой, который научит не только писать, но и направит, разглядит потенциал и поможет реализовать его в полной мере.
По случаю Международного дня художника, который отмечается 8 декабря, мы расскажем об одном из таких наставников.

Окно в мир человека

 

Начало творческого пути
Татьяна Калинина стесняется называть себя художником. По ее мнению, художник - это тот, кто постоянно выставляется. Но на мой взгляд, она скромничает - ее работы пронизаны глубиной, покоем и тайной - кто же она тогда, если не художник?
Семья Татьяны с искусством связана не была, но одно из воспоминаний наиболее ярко отложилось в ее памяти:
- В детстве мне рисовала мама. Помню, меня очень впечатлил ее рисунок, на котором были изображены фигуры девушек. Я очень благодарна своей семье, что уже тогда они заметили мой интерес к рисованию и, несмотря на сложности, отправили меня учиться в Детскую художественную школу г. Бологое.
Живопись для Татьяны - это создание новых миров, привнесение красоты в повседневную  жизнь. Копирование ей не интересно, она считает, что художник должен внести что-то свое: что-то, что заставит остановиться, вернет ощущение детства, чуда. Это и техника живописи, и какие-то нюансы, при помощи которых картина обретает душу. 
- В детстве я мечтала быть много кем. Помню, мы шли с мамой из детского сада и я рассказывала, что буду директором Медведево! (Смеется.) Мечтала там настроить многоэтажки - они тогда казались мне очень красивыми. Потом я хотела быть строителем - «занималась стройкой» из деревянных кубиков. Мы с братом выстраивали город прямо посреди комнаты, а родители ходили вдоль стены, чтобы не ломать наши постройки. Потом меня захватило рисование. Правда, мешал юношеский максимализм - мне казалось, что таким великим художником, как Айвазовский или, к примеру, Шишкин, мне не стать, а значит, не нужно и пытаться. 
Сыграла свою роль и непонятная обстановка в стране - на дворе были 90-е, и мне нужна была более востребованная и приближенная к реальности профессия. В старших классах я увлеклась шитьем и решила стать художником-модельером. Поступила в Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна на модельера-конструктора швейных изделий, где также изучала художественные дисциплины. По окончании работала по профессии в частном ателье Санкт-Петербурга.

Обучая детей, многому учусь сама
По воле судьбы в 2002 году Татьяна вернулась в Бологое, и ее пригласили в Художественную школу. Сначала она работала преподавателем живописи, рисунка и декоративно-прикладного искусства, а теперь, помимо преподавания, стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
- В то время, как я обучаю детей, продолжаю учиться сама, потому что искусство - сфера, не имеющая потолка. Андрей Иванович Пожарский, у которого я училась в детстве, до сих пор является моим педагогом как в живописи, так и в плане работы с учениками.
Работа с детьми Татьяне очень интересна, ей нравится направлять их, радоваться их успехам, видеть прогресс в работах.
Расписание школы составлено так, чтобы дети каждого класса учились у разных педагогов. В первые годы работы у Татьяны был класс, в котором она вела практически все - рисунок, живопись, композицию и прикладное искусство.
- Мы обнаружили, что оказываем сильное влияние на детей, они начинают копировать нас, узконаправленность какая-то появляется, ограниченность. Было решено сделать так, чтобы дети максимально широко охватили предмет, не были ограничены видением одного педагога, чтобы получить максимум знаний и выбрать что-то свое. Что-то от детей мы берем и сами - у них бывают удивительные и свежие идеи. Кто-то цвета необычно смешает, кто-то нарисует что-то особенное.

Окно в мир человека

 

Что интересно, по рисунку можно понять, какой человек его рисует. Все рисунки являются окном в мир человека, своеобразным автопортретом. Даже когда дело касается срисовывания - человек это делает через призму собственного восприятия. Работы встречаются разные, у каждой своя эмоция и настроение, даже если задание было одно и то же.
- Иногда, - говорит Татьяна, - картины человека пронизаны какими-то негативными эмоциями. Тогда задаешься вопросом - что с ним происходит, в какой обстановке он живет? И это тяжелая тема. Безусловно, лучше, чтобы человек выпускал свои переживания, даже если они такие, но когда человек очень талантлив, то это не может не влиять на умы людей. От этого становится немного не по себе.
Преподаватель должен быть беспристрастен, но никуда не деться от того, что все мы люди. Личное отношение не появляется, если ты со всеми одинаково держишь дистанцию. А когда с каждым имеешь тесный контакт, случается, что начинаешь симпатизировать человеку больше. Татьяна признается, что любимчики у нее есть, но это практически не влияет на процесс обучения.
- С детьми бывает сложно, когда они шумят, отвлекаются. Я требовательна к ребятам, хвалю, но часто делаю и замечания. Это компенсируется результатом, когда по завершении работы мы видим, насколько ребята «выросли» в рисовании. В конце года, когда выставлются оценки, случаются обиды и слезы. Мы оцениваем технику рисования, развитие - от начальной работы до текущей, смотрим, насколько продвинулся человек с профессиональной точки зрения. А дети очень эмоционально реагируют, если их оценили ниже, чем они ожидали.
Иногда возникают споры с учениками.
- Однажды я заметила, - продолжает педагог, - что у девочки в картине есть ошибки, и сама кистью их поправила. Через некоторое время подхожу и вижу - она вернула все так, как было. Сначала я возмутилась, но потом похвалила ее за то, что она настояла на своем. Иногда, наверное, не стоит обращать внимания на то, что говорят другие. И, если очень хочется, нужно делать так, как велит душа.
Ошибкой было бы считать, что учеба в художественной школе - сплошная релаксация. Обучение - это всегда сложности и борьба. У кого-то лучше идет рисунок, у кого-то лучше идет композиция, приходится преодолевать себя. Некоторые дети уходят из школы, когда сталкиваются со сложностями.
Чтобы не застрять, нужно двигаться туда, где испытываете сопротивление. Жаль, не все это понимают. В течение месяца - двух с начала первых занятий становится понятно, будет учиться ребенок или нет. Сложности возникают и тогда, когда при помощи детей родители пытаются реализовать свои амбиции - им хочется, чтобы ребенок был художником, а ребенок в этом не заинтересован.

Собственное творчество
- Что касается моего собственного творчества, темы мне подкидывает жизнь. Могу идти по улице, увидеть интересный пейзаж - и в помощь приходит фотоаппарат. Уже дома, когда смотрю фото, фантазия дорисовывает какие-то нюансы, которые я уже переношу на картину. К себе я тоже строга - если картина не соответствует моей внутренней планке, я себе этого не прощаю. Гордости как таковой за свои работы я не испытываю, потому что красота - она уже есть, а от меня здесь только точная оптика и умение что-то передать. Все, что человек делает, достигает, происходит благодаря таланту, который изначально заложен, и тому, кто его помог раскрыть. В моем случае это мои родители, брат, бабушка с дедушкой, друзья, педагоги - и я не устаю их за это сердечно благодарить.

Окно в мир человека

 

Проблемой в рисовании для меня является ограничение во времени. Сроки давят и тяготят. Потому что, даже зная, что у меня впереди есть несколько месяцев, все равно заканчивать буду, скорее всего, в режиме дедлайна прямо накануне.
И дело не в пренебрежении. Я по натуре интроверт - долго бездействую, коплю силы, ищу вдохновение, что-то для себя подмечаю, а потом концентрируюсь и работаю в полную силу, забыв про обед, ужин, время суток и все на свете. Сделаю, выдохну, упаду. Потом снова набираюсь сил. По этой причине самую долгую работу я делала в течение десяти лет.
Самое приятное в профессии художника - это реакция людей. Когда от моих работ у них эмоции брызжут через край, когда я вижу, как люди искрятся счастьем, я понимаю, что живу не зря.
Чтобы настроиться на процесс, мне необходима динамика, движение, концентрация и свободное время. Но как только дома я достаю палитру, ко мне подходят дочки со словами: «Мам, мы тоже хотим!» И я понимаю, что если они сейчас будут рисовать, то моя работа не продвинется ни на шаг. Приходится расставлять приоритеты. Поэтому я откладываю работу и занимаюсь детьми, ведь для меня главное - моя любимая семья. Поддержка мужа - это то, что дает мне силы двигаться вперед. Я очень благодарна жизни как таковой и считаю большим везением все, что в этой жизни имею.

Ребятам, которые решили связать свою жизнь с искусством, я бы посоветовала не бросать дело на полпути. Стараться, верить в себя. А если у вас не получается, то окружить себя людьми, которые будут заряжать вас этой верой, и тогда все у вас получится!
Анна Нестерова



Количество просмотров: 772

Информационно-аналитический еженедельник

г. Бологое, ул. Гагарина, д. 4

телефон: : 8 (48238) 2-30-14

mail: pvdbologoe@mail.ru

© 2013—2024. Разработано в Студии Интернет-проектов Konceptum.pro | Администрирование и поддержка сайта: Авдеев М.А.

Konceptum.pro