Информационно-аналитический еженедельник «ПЕРЕКРЕСТОК всех дорог»
Учредитель и главный редактор: Сауренко Елена Анатольевна
Газета зарегистрирована в ЦТУ Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. № ПИ 5-0101
При любом использовании материалов сайта perekrestok.pro обязательна ссылка на газету «Перекресток всех дорог»
№12 от 18 марта 2020 года
Великий пост - что же главное?
2 марта начался Великий пост, он продлится до 18 апреля. Своими размышлениями о сути поста мы попросили поделиться благочинного Бологовского округа, настоятеля Свято-Троицкого храма г. Бологое иерея Василия Кукушкина.
Великий пост - центральный пост для всех христианских конфессий. Фактически это последовательно соединенные два поста продолжительностью 48 дней: Четыредесятница (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы.
В жизни христианина этот период занимает важное место. Число 40 носит сакральный смысл в христианстве и выражает собой совершенную полноту, оно часто встречается на страницах Священного Писания. С этим числом связаны события земной жизни Христа: 40 дней он постился в пустыне перед началом проповеди Царства Небесного; 40 дней оставался на земле Воскресший Господь до своего вознесения.
Применительно к человеку, соблюдающему пост, оно означает полноту покаяния.
- Великий пост является приготовлением верующих к главному празднику годового богослужебного круга - «Празднику из Праздников» Пасхе - переходу в Царство Божие. И Пасха для христианина гораздо больше, чем просто ежегодное отвлеченное воспоминание события, происшедшего две тысячи лет назад. Посредством крещения она становится личным приобщением к Новой Жизни, воссиявшей из гроба, мы становимся соучастниками Воскресения Христа.
Пост - время усиленной внутренней жизни, молчания, молитвы, духовного возрастания, изучения Священного Писания, а само воздержание от пищи животного происхождения лишь вспомогательное средство для этого.
Меру телесного поста каждый по совету с духовником выбирает сам. Будем помнить, что «мы убийцы не тела, а страстей», которые и не дают воссиять в нас Воскресшему Богу.
- В первые века христианства пост был временем приготовления - оглашения новообращенных к крещению, которое совершалось на пасхальной литургии, но со временем с ними стала поститься вся Церковь, подражая Христу в его сорокадневном посте.
Многие наши соотечественники, будучи крещеными, являются лишь номинальными христианами, не задумываются о содержании своей веры, и в лучшем случае ограничиваются внешней обрядовостью. Главным становится окрестить, отпеть, отстоять, вычитать, отслужить, освятить... Люди не понуждают себя к внутреннему христианскому совершенствованию.
Одна из причин такого внешнего воцерковления, а в дальнейшем и «расцерковления» - это сложность и малопонятность нашего богослужения, его оторванность для большинства наших прихожан. Христианское богословие и богослужение на Руси не было результатом многовекового культурного развития и напряженного философско-богословского поиска. Они достались нам уже в готовом виде от Византии и так и не были глубоко усвоены нашим народом.
Этот разрыв можно преодолеть только путем духовного просвещения и вовлечения верующих в богослужение. Восстановление традиции общенародного пения может стать первым шагом в этом направлении.
Великий Пост - лучшее время для осмысления своего нахождения в Церкви, для поиска главного в своем христианстве. Это время, чтобы задать себе вопросы: становимся мы лучше, терпимее, любвеобильнее, хорошо ли нашим близким с нами, уподобляемся ли хоть в чем-то Христу?
Ведь, в конечном итоге, воскреснет в нас лишь то, что будет причастно к Истине, Любви, Свету, Добру. Тогда Пасха Христова станет и Пасхой каждого из нас.